Многим автолюбителям доводилось слышать о том, что продолжительная работа двигателя на холостом ходу вредна. При этом большинство не понимают, в чем кроется опасность и сколько на самом деле можно держать мотор, работающим на холостом ходу. Так, опытный моторист в интервью порталу naavtotrasse.ru уточнил все моменты и развеял некоторые мифы, связанные с негативными последствиями для силового агрегата.
Холостой ход двигателя в любом автомобиле предусматривает работу ДВС без нагрузки в пределах 650 — 850 оборотов в минуту. Такой вариант работы силового агрегата можно наблюдать в момент выключения передачи или при остановке без последующего контакта с газом. Также холостым ходом называют работу ДВС в момент прогрева. Правда, здесь обороты повышаются до 1,2 — 1,5 тысяч, а после прогрева силового агрегата падают до минимальных значений, что говорит о готовности установки к последующей поездке.
Так чем же вредная работа мотора не холостом ходу, если на деле двигатель достаточно часто пребывает в запущенном состоянии без нагрузки, например, при простое на светофоре или в пробке? Сама по себе такая работа агрегату никак не вредит. Особенно, если говорить про современные двигатели, где небольшое масляное голодание никак не влияет на ресурс ДВС. Другое дело, что при такой работе может происходить неполное сгорание топлива в камерах, из-за чего на трущихся элементах начинает появляться нагар.
Хотелось бы отметить, что холостой ход не так вреден для современных моторов, где часть трущихся элементов вполне могут работать с минимальным количеством смазки и не получать при этом повреждения. В более старых ДВС подобное не было предусмотрено конструкцией. Поэтому здесь длительный простой с включенным двигателем более вреден. Следовательно, его по возможности необходимо избегать, если автомобилист не горит желанием столкнуться с проблемами.
Отдельно нужно напомнить, что при работе мотора на холостом ходу продолжает активно расходоваться топливо, а при включении отдельных электрически приборов сильная нагрузка ложится на генератор. Бывают ситуации, когда такой простой сулит полную разрядку аккумуляторной батареи, так как из-за недостатка тока, вырабатываемого генератором, начинает потребляться заряд штатной АКБ. Ну и последнее, что нельзя оставить без внимания, — это надлежащее охлаждение трущихся элементов двигателя.
Когда мотор работает долгое время на холостом ходу, смазка циркулирует по системе, не доставая до самого верха. Таким образом, некоторые детали не получают надлежащего охлаждения. При коротких простоях в 5 — 10 минут ничего критичного с этим не происходит, но когда речь идет про стоянку с включенным мотором в течение 20 — 30 и более минут, то здесь уже есть риск повреждения. Отдельно в данном случае хотелось бы отметить, что при работе ДВС на холостом ходу может происходить неполное сгорание топлива, что оставляет не только нагар на клапанах и поршнях, но и влечет за собой засорение и последующее разрушение катализатора. Автор: Олег Мокров