Вседозволенность, которая была у полицейских ранее, ушла вместе с лихими 90-ми годами. Однако далеко не все россияне это усвоили. Есть немало случаев даже в современной практике, когда полицейские превышают свои полномочия, а рядовые лица это пропускают мимо глаз. К слову, как отметил капитан полиции в интервью порталу naavtotrasse.ru, это есть и в действиях сотрудников дорожной инспекции, которые нередко требуют от водителей то, чего не могут.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это требование покинуть транспортное средство. По закону гаишник имеет на это право, но при условии, что есть веские основания на этот счет. К примеру, патрульный может усомниться в трезвости автомобилиста, провести досмотр машины и личных вещей, а также потребовать предоставить ТС для исполнения служебных обязанностей. Также водителя могут пригласить принять участие при оформлении протокола в качестве понятого или свидетеля.
Здесь отдельно хочется вспомнить о том, что деятельность рядовых сотрудников полиции должна быть прозрачной для простых граждан. Следовательно, любой гаишник не может потребовать от автомобилиста или обычного прохожего прекратить вести видеосъемку. Также в ситуации остановки водителя инспектор обязуется представиться и при наличии требования показать удостоверение, предъявить документ в развернутом виде. То же самое касается и личного жетона.
Когда патрульным составляется протокол об административном правонарушении, за представителем правоохранительных органов остается обязанность предъявить соответствующие доказательства, которые четко указывают на совершенное автолюбителем деяние. Также гаишник не может настаивать на том, чтобы водитель писал в документе только те слова, которые ему скажет полицейский. В тексте бумаге можно указать собственное видение произошедшего и не согласиться с патрульным.
Отдельно необходимо упомянуть так называемую причину остановки, за которую часто цепляются разного рода блогеры и псевдоюристы, рассказывающие на камеру, как «отшивать» сотрудников полиции при несении последними дежурства. В рамках действующего законодательства инспектору не требуется веский повод для остановки, так как это можно сделать и для банальной проверки документов. А уж если присутствует нарушение, то это лишь дополнительное основание для проверки автомобилиста и его машины.
Последнее, на что стоит обратить внимание, — это заполнение протокола, при составлении которого автолюбитель якобы должен присутствовать. На самом деле этот документ заполняется гаишником самостоятельно. И автолюбитель, даже если он что-то нарушил, присутствовать при процессе не должен. Документ сотрудник полиции может оформить в патрульном ТС, а после принести бумагу автомобилисту на подпись. Предварительно гаишник должен дать возможность водителю ознакомиться с протоколом, не оказывая при этом никакого морального и психологического давления. Автор: Олег Мокров