На уходящей неделе была опубликована официальная статистика, согласно которой продажи новых машин в нашей стране упали практически на треть по сравнению с прошлым годом. Так, за первые четыре месяца дилеры смогли реализовать всего чуть более четырехсот тысяч транспортных средств. Такие цифры сообщает Минпромторг. Но что усугубляет состояние отечественного авторынка?
Для начала стоит отметить, что сильнее всего просел сегмент легковых моделей. Так, с января по апрель было продано на 26 процентов машин меньше. В целом у россиян снизился интерес к автомобилям, которые выпущены в нашей стране. Он упал на 9 процентов. При этом, если сравнивать общие продажи первых двух весенних месяцев, то они, наоборот, выросли на четверть. Но чем же вызвана такая низкая покупательская активность? Один из самых важных факторов – это дорогие банковские займы. По словам Алексея Подщеколдина, главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры», этому послужило повышение ключевой ставки. В целом нельзя спихивать на автосалоны вину за то, что машины стали дороже. Следующий фактор – выросший утилизационный сбор. Он также формирует итоговый ценник на новые модели. Что касается автокредита, то с помощью этого способа в нашей стране приобреталось почти 60 процентов транспортных средств.
Сейчас средняя ставка по автомобильному займу составляет 30 процентов. И, конечно, мало кто из покупателей согласен вешать на себя такую обузу. Все перечисленные факторы буквально «убили» отечественный авторынок. И пока они не будут устранены, продажи продолжат падать. В сентябре прошлого года правительство утвердило шкалу индексации коммерческого утильсбора для машин и специальной техники до 2030 года. С октября он вырос на 85 процентов. После этого ежегодно утилизационный сбор будет расти на 10-20 процентов. Можно сэкономить, если завозить автомобили на территорию страны в частном порядке. В этом случае будет действовать льготная пошлина размером до 5200 рублей. При этом двигатель у машины должен быть объемом менее 3,0 литров. Однако это не решает ситуацию.
По словам автоблогера и эксперта по подбору машин Кирилла Чернова, продажи упали у всех продавцов: как у дилеров, так и у частников. На таможню сейчас заезжает то, что было приобретено в феврале. Автомобилей действительно много и их не могут распродать. При этом многие из них просто стоят под открытым небом. То есть о консервации и плановом обслуживании речь не идет. Поэтому возникает серьезный вопрос к их техническому состоянию. Когда до этих машин дойдет очередь, их, конечно, будут реанимировать. Но многим будущим владельцам все же придется столкнуться с неприятными сюрпризами.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что автомобили стали распродавать с внушительными скидками. Из-за затоваривания складов цены на машины сильно упали. Скидки могут достигать одного миллиона рублей. Автосалоны стремятся разгрузить стоки, так как содержать их очень дорого по причине высокой ставки ЦБ. По сути, эту ситуацию можно охарактеризовать одним словом – безысходность. Кроме того, по словам одного из дилеров, на снижение цен повлияло укрепление отечественной валюты к китайскому юаню. Но все же, главная причина – это переполненные склады. Стоки скопились более чем на 4-6 месяцев продаж. Сильнее всего это затронуло объемообразующие бренды, которые не смогли остановить поставки в короткие сроки. Вообще автокомпании сейчас с осторожностью планируют объемы на текущий год. Это связано с тем, что 90 процентов их прогнозов на прошлый год не оправдались. Автор: Павел Афанасьев