Казахстан теряет доходы, отдаляясь от России и наращивая партнерство с Китаем и ЕС.
Денег, что поступали в бюджет Казахстана от транзита российских грузов, больше не будет, потому что Россия нашла свой вариант доставки грузов. Это будет транспортный коридор «Север – Юг». Финансирование за счет России в размере около 3,5 млрд долларов. Срок ввода в эксплуатацию – 2027 год.
«Казахстан сильно осторожничает, сильнее, чем другие страны. Чем больше он это будет делать, тем активнее Россия будет искать альтернативные варианты, а Казахстан будет терять очень существенную выгоду, которую имеет сейчас на параллельном импорте», — цитирует Ura.ru эксперта Владимира Жарихина.
Поэтому Россия строит транспортный коридор через Иран и среднеазиатские республики бывшего СССР, но в обход Казахстана, который с таким рвением выполняет приказы США, что скоро окажется в списке недружественных стран.
Россия вынуждена искать другой путь доставки товаров, минуя враждебного казахстанского соседа. За полугодие товарооборот с РК сократился на 500 млн долларов.
Традиционных западных маршрутов для доставки грузов у РФ теперь нет, поэтому придется вкладываться в иранский проект. Это будет наиболее надежный, с точки зрения санкций, вариант. В условиях мощного давления импорт товаров из Индии через Иран пойдет быстрее, за 20-25 дней, чем обычным морским путем, вокруг Европы.
Казахстан в свою очередь развивает транспортную инфраструктуру через Киргизию, где уже строят логистические центры.
В отношении России Токаев строго придерживается рекомендаций ЕС и США. Так, в этом году было отклонено 230 случаев, когда в Россию пытались ввезти через Казахстан товары двойного назначения.
В тоже время Казахстан активно сотрудничает с Китаем. Впервые за последние 10 лет товарооборот Пекина и Астаны стал больше, чем Пекина и Москвы.