На уходящей неделе в Сети появилась информация, что китайская компания JAC находится в непростых финансовых условиях. В прошлом году продажи легковых транспортных средств бренда упали на 16,59 процента, а выручка – на 6,28 процента. В результате чистый убыток производителя из Поднебесной составил 1,784 млрд юаней, что по текущему курсу эквивалентно 20,7 млрд рублей.
Это на впечатляющие 1277,59 процента меньше, чем в прошлом году. Из-за таких показателей компании пришлось даже пойти на сокращение персонала, под который попало 1656 человек. Столь внушительные убытки в основном обусловлены инвестиционными потерями, которые превысили 1,3 млрд юаней (15,1 млрд рублей), от совместного предприятия с немецким Фольксваген в Аньхое, а также примерно 1,1 млрд юаней (12,8 млрд рублей) в виде резервов под обесценивание активов. Кроме того, компания JAC вложила значительные средства в свой предстоящий проект премиального седана Maextro S800, партнером в котором выступает IT-гигант Хуавей. Отчеты указывают на общий объем инвестиций в размере около 3,981 млрд юаней (46,3 млрд рублей) в суперзавод Maextro, а также на разработку высококлассной интеллектуальной электроплатформы. На последнюю было выделено еще 5,875 млрд юаней (68,4 млрд рублей).
В прошлом году средняя цена продажи легковушек ДЖАК составила всего 73 тысячи юаней (850 тысяч рублей). Возникает вопрос, сможет ли поддерживаемый Хуавей седан Maextro S800, официальный запуск которого намечен на мая с целевым диапазоном от 1 до 1,5 млн юаней (11,6-17,5 млн рублей), успешно проникнуть на рынок автомобилей высокого класса? Данная модель будет доступна в вариантах EREV и BEV с двумя и тремя двигателями. Длина седана составляет 5480 мм, ширина – 2000 мм, высота – 1536 мм. Колесная база равна 3370 мм. Автомобиль будет доступен как с 4-, так и с 5-местным салоном. Максимальная скорость машины составит 200 или 210 км/ч. В двухмоторной версии передний агрегат выдает 217 л.с., а задний – 312 л.с. Установленный спереди двигатель в трехмоторной вариации генерирует 217 л.с., а два задних – 323 л.с. Модель питается от литий-никель-кобальт-марганцево-кислотных аккумуляторов компании CATL.
В финотчете также подробно описаны разовые статьи, включая прибыль от продажи внеоборотных активов в размере 592 млн юаней (6,89 млрд рублей) в 2024 году, а также государственные субсидии в размере 256 млн юаней (2,98 млрд рублей). Несмотря на продажу активов и значительные госсубсидии, JAC все равно понес существенные убытки. Это выявило потенциальные недостатки в способности ее основного бренда генерировать прибыль. Что касается объема продаж, то компания реализовала 403 100 машин и шасси в прошлом году. Это на 7,42 процента меньше по сравнению с 2023 годом. Продажи легковых автомобилей составили 166,8 тысяч единиц, снизившись на 16,59 процента. А вот продажи коммерческих моделей показали незначительный рост на 0,38 процента до 236,3 тысяч экземпляров. Это всего на 833 единицы больше, чем в 2023 году.
Данные о продажах на начало текущего года также рисуют непростую картину. В январе компания смогла реализовать 35 560 единиц. Это на 9,39 процентов меньше в годовом исчислении. В феврале было продано 26 941 машин. Это на 9,17 процентов меньше. Отметим, что ежемесячные продажи ДЖАК снижались в годовом исчислении в течение пяти последовательных месяцев по состоянию на февраль текущего года, со снижением на 20,15, 15,68 и 11,06 процента в октябре, ноябре и декабре прошлого года, соответственно. Снижение производительности также привело к сокращению рабочей силы. Количество персонала уменьшилось с 23 064 человек в 2023 году до 21 408 в 2024 году. Особенно пострадал производственный отдел (фото: Maextro). Автор: Павел Афанасьев